Кобекин Владимир Александрович

Кобекин ВладимирВладимир Кобекин — коренной уралец. Родился в 1947 г. в городе Березники Пермской области. Закончил Березниковское музыкальное училище по классу фортепиано. Музыку сочинял с семи лет. Поначалу это было всего лишь увлечением, становиться профессиональным композитором Кобекин в ту пору не планировал. После окончания музыкального училища он поступил в Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского на фортепианный факультет. За три неполных года обучения в качестве пианиста у М. Г. Богомаз тяга к сочинению музыки переросла в твердое решение стать профессиональным композитором. Кобекин переводится в Ленинградскую консерваторию, где начинает обучаться сочинению в классе выдающегося российского композитора Сергея Слонимского. В начале 1970-х гг., по окончании обучения в Ленинграде, В. Кобекин возвращается в Свердловск, где с некоторыми перерывами преподает в Уральской консерватории, ведет активную работу в Уральской организации СК России.

Композиторское творчество Владимира Кобекина отличает жанровое богатство — от инструментальной миниатюры до оперы и симфонии. В то же время основным направлением его художественной деятельности является опера. 15 опер композитора увидели свет рампы. География постановок произведений для музыкальной сцены обширна: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Якутск, Саратов, музыкальные фестивали в Германии (Локкум, Людвигсбург, Кассель, Фрайбург).

Три оперы были поставлены на сцене Московского камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского: «Лебединая песня» (либретто композитора по одноименному драматическому этюду А. Чехова), «Дневник сумасшедшего» (либретто композитора по одноименной повести Лу Синя), «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана» (либретто композитора по поэме С. Кирсанова). Неоднократно осуществлял постановки опер В. Кобекина Свердловский академический театр оперы и балета. Владимир Кобекин (в качестве режиссера) и дирижер Евгений Бражник на сцене театра в 1991 г. осуществили постановку опер «Шут и король» (либретто композитора по пьесе М. Гельдероде «Эскориал») и «Счастливый принц» (либретто А. Парина по сказке О. Уайльда). В 1992 г. в том же театре была осуществлена постановка оперы для детей «Колдовская сказка» (либретто композитора). В Ленинградском академическом малом театре оперы и балета им. М. П. Мусоргского в 1983 г. была поставлена опера «Пугачев» (либретто композитора по поэме С. Есенина).

Без преувеличения можно сказать, что постановка триптиха «Пророк» (либретто композитора по мотивам «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина) режиссером А. Тителем и дирижером Е. Бражником на сцене Свердловского академического театра оперы и балета стала событием в музыкальной жизни России. В 1987 г. автор и постановщики были удостоены Государственной премии СССР, композитор стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

В 1998 г. В. А. Кобекин был удостоен премии губернатора Свердловской области за оперу «Молодой Давид» (либретто А. Парина по мотивам Ветхого завета), которая впервые прозвучала в Германии в концертном исполнении в 1997 г. и через год была поставлена Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета. В Германии были постановки еще двух опер: «Н. Ф. Б.» (либретто А. Парина по роману «Идиот» Ф. М. Достоевского) и одноактной оперы «Моисей» (либретто А. Парина).

Опера «Маргарита» по мотивам легенд о Фаусте, поставленная в Саратовском оперном театре в 2007 г., получила премию «Золотая маска». Две одноактные оперы, написанные по заказу якутского оперного театра, — «Александр Македонский» и «Кудангса Великий» по повестям якутского классика Платона Ойунского — впервые были исполнены в Москве в декабре 2007 г.

Кроме произведений для музыкального театра, в творчестве В. А. Кобекина немало сочинений симфонических и инструментальных жанров. «Золотые купола» для большого симфонического оркестра были представлены на конкурс композиторов имени Андрея Петрова и получили третью премию (Санкт-Петербург, сентябрь 2007); за создание фортепианного концерта композитор стал лауреатом третьей премии на международном конкурсе имени Сергея Прокофьева (Санкт-Петербург, апрель 2008). Его произведения исполнялись в Германии, Франции, Великобритании, Канаде, Финляндии, Чехии.

Свою интенсивную творческую деятельность В. А. Кобекин успешно совмещает с педагогической работой в Уральской государственной консерватории. На кафедре композиции В. А. Кобекин работал с 1971 по 1980 г. и с 1993 г. по настоящее время. В 2000 г. утвержден в ученом звании доцента, в 2008 г. получил звание профессора.

Его ученик Александр Жемчужников (2003) — дипломант конкурса Мариинского театра за оперу «Шинель» по Гоголю. Анастасия Беспалова (2006) — лауреат Всероссийского фестиваля молодых композиторов «Опус первый» (Москва, 2003); лауреат конкурса Мариинского театра за оперу «Шпонька и его тетушка» по Гоголю. Камерные и оркестровые сочинения А. Жемчужникова и А. Беспаловой неоднократно звучали на музыкальных фестивалях современной музыки в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре.

С 1992 г. по настоящее время В. А. Кобекин ведет инструментоведение, оркестровку и сочинение у композиторов; инструментовку, чтение оркестровых партитур, предмет «оркестр и партитура» у студентов историко-теоретического отделения. Он разработал и ведет авторский курс «основы мелодики» для студентов-композиторов. Этот курс позволяет рассмотреть творческий процесс с разных сторон, прежде всего со стороны создания мелодического образа. Не требует доказательств важность развития у композиторов способности сочинять яркие мелодии, темы, мелодизированные пассажи: в современных условиях такие задачи требуют оригинальных творческих решений. Именно этому посвящена большая часть курса. На его основе написаны научные работы «Энергия музыкальных структур» (2003), «Пространство творчества: излучения и перезвоны» (2005); программа «Основы мелодики» (2006).

Работая интенсивно в творческом плане, В. А. Кобекин активно занимается и музыкально-общественной деятельностью. Неоднократно он являлся членом правления Уральской композиторской организации, был заместителем (1984–1988), а затем и председателем правления Уральского отделения Союза композиторов России (1992–1995). В настоящее время он секретарь СК России (куратор региона Урала и Зауралья).